Безопасность пациентов

image

Безопасность пациентов

Основные факты

Примерно каждому десятому пациенту в процессе оказания медицинской помощи причиняется вред, а небезопасное оказание медицинской помощи ежегодно становится причиной более 3 млн случаев смерти. В странах с низким или средним уровнем дохода смертность в результате небезопасного оказания помощи составляет четыре случая на 100 пациентов.

Более 50% случаев причинения вреда (один случай на каждые 20 пациентов) можно предотвратить; в половине таких случаев ущерб здоровью вызван применением лекарственных препаратов.

Согласно некоторым оценкам, при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов, при этом до 80% (23,6–85%) таких случаев можно предотвратить.

К распространенным нежелательным явлениям, которые могут нанести предотвратимый вред здоровью пациента, относятся: ошибки применения лекарственных препаратов, небезопасное выполнение хирургических процедур, передача инфекций в процессе оказания медицинской помощи, диагностические ошибки, падения пациентов, образование пролежней, ошибки идентификации пациентов, небезопасное переливание крови и венозная тромбоэмболия.


Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту, однако имеющиеся данные однозначно свидетельствуют о том, что бремя предотвратимого вреда пациентам крайне велико в системах здравоохранения как развитых, так и развивающихся стран мира. Это порождает серьезные проблемы человеческого, морально-нравственного, этического и финансового характера.

Безопасность пациентов определяется как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи». В более широком контексте системы здравоохранения под обеспечением безопасности пациентов понимается «система организованных мероприятий, благодаря которым в сфере здравоохранения формируется организационная культура, процедуры, модели поведения, технологии и факторы среды, позволяющие целенаправленно и планомерно ограничивать риски, снижать распространенность предотвратимого вреда, уменьшать вероятность ошибок и смягчать последствия, имеющие место в случаях причинения ущерба».

Распространенные причины нанесения вреда пациентам

Ошибки применения лекарственных средств. Применение лекарственных средств сопровождается нанесением вреда одному из 30 пациентов, при этом более четверти таких случаев считаются тяжелыми и опасными для жизни. На долю медикаментозного лечения приходится половина случаев причинения предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи.

Передача инфекций при оказании медицинской помощи. Частота передачи инфекций при оказании медицинской помощи во всем мире составляет 0,14% (и ежегодно возрастает на 0,06%), приводя к увеличению продолжительности госпитализаций, долгосрочной инвалидности, распространению устойчивости к противомикробным препаратам и предотвратимой смертности, а также создавая дополнительное финансовое бремя для пациентов, их семей и систем здравоохранения.

Сепсис. Сепсис – тяжелое осложнение, вызванное острой реакцией иммунной системы организма на инфекцию. Такая реакция организма приводит к поражению его собственных тканей и органов. Установлено, что 23,6% случаев сепсиса среди стационарных больных связаны с оказанием медицинской помощи, а примерно у 24,4% пациентов с сепсисом наступает летальный исход (9).

Диагностические ошибки. Такие ошибки имеют место в 5–20% случаев обращения пациентов к врачам. В рамках обзоров врачебной практики установлено, что диагностические ошибки, имеющие негативные последствия для здоровья, допускаются как минимум в 0,7% случаях поступления пациентов в медицинские учреждения. С ошибками диагностики сталкивается большинство людей на протяжении жизни.

Падения пациентов. Падения – наиболее частые неблагоприятные явления среди стационарных пациентов. Их частота варьируется от 3 до 5 случаев на 1000 койко-дней, при этом более трети таких падений приводят к травмам, ухудшая тем самым исход болезни и создавая дополнительную финансовую нагрузку на системы здравоохранения.

Венозная тромбоэмболия. Венозная тромбоэмболия (образование тромбов) является одной из распространенных предотвратимых причин нанесения вреда пациентам, на долю которой приходится одна треть осложнений, обусловленных госпитализацией.

Пролежни. Пролежни – повреждения кожных покровов или мягких тканей. Они возникают вследствие длительного давления на определенные участки тела. В отсутствие надлежащего лечения пролежни могут вызывать фатальные осложнения. Пролежни образуются у более чем одной десятой взрослых пациентов, поступающих в стационары и, несмотря на доступность эффективных методов профилактики, крайне негативно влияют на состояние их физического и психического здоровья и качество жизни.

Факторы, приводящие к нанесению вреда пациентам

Нанесение вреда пациентам вследствие нарушения правил безопасности при оказании медицинской помощи – повсеместное и опасное явление, которое имеет место на всех уровнях системы здравоохранения. Оно обусловлено различными и связанными между собой факторами, при этом за каждым инцидентом в области безопасности пациентов, как правило, стоит сразу несколько факторов:

  • системные и организационные факторы – сложный характер медицинских вмешательств и процедур, нарушение последовательности и координаций действий в процессе оказания помощи, нехватка ресурсов, недостаточная обеспеченность кадрами и неадекватная профессиональная подготовка персонала;
  • технологические факторы – нарушения в работе медицинских информационных систем, в частности ошибки ведения электронных карт пациентов или сбои в системах учета назначаемых лекарственных средств, а также неправильное применение технических средств;
  • человеческий фактор и поведение людей – отсутствие должного взаимодействия между членами медицинских бригад, а также взаимодействия с пациентами и их родственниками, отсутствие слаженности, усталость, выгорание персонала и когнитивные искажения;
  • факторы, связанные с пациентом, – низкая грамотность в вопросах здоровья, недостаточное взаимодействие с медицинским персоналом и несоблюдение режима лечения; и
  • внешние факторы – отсутствие правил, несогласованность нормативно-правовой базы, экономические и финансовые ограничения и проблемы, вызванные состоянием окружающей среды.

Системный подход к обеспечению безопасности пациентов

Многие ошибки, приводящие к нанесению вреда пациентам, обусловлены не методами работы одного или нескольких членов медицинского или вспомогательного персонала, а скорее недостатками систем и процедур, которые способствуют совершению ошибок персоналом.

Поэтому для понимания первопричин медицинских ошибок необходимо перейти от привычной практики поиска виноватых к более системному подходу. В соответствии с таким подходом ошибки объясняются системными недостатками структур и процессов с учетом того, что все работники медицинского учреждения в силу своей человеческой природы выполняют обязанности со значительными эмоциональными перегрузками в условиях сложной и быстро меняющейся обстановки. При этом, однако, не игнорируются проявления халатности или ненадлежащего поведения со стороны персонала, приводящие к некачественному оказанию помощи.

Безопасная система медицинского обслуживания характеризуется принятием всех необходимых организационных мер, позволяющих планомерно предупреждать и ограничивать причинение вреда пациентам, включая следующие меры:

  • принятие установки на обеспечение безопасности на уровне руководства и формирование культуры безопасности;
  • обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи;
  • совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников и повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия;
  • привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений; и
  • создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, в целях учета сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.

Выделение ресурсов на обеспечение безопасности пациентов положительно сказывается на медицинских исходах, способствует сокращению издержек, обусловленных нанесением вреда пациентам, повышает эффективность работы систем и способствует формированию позитивного и доверительного отношения населения к системам здравоохранения.

Почему пользоваться программами для отслеживания состояния здоровья может быть опасно

Современные технологии затрагивают почти каждый аспект нашей жизни в настоящее время. Гаджеты и приложения — это уже не просто более производительные устройства и программы, призванные сделать нашу жизнь лучше и проще. Это вещи, которые собирают о нас массу информации. И что с ней будет делать разработчик не совсем понятно. Казалось бы, обычные шагомеры или фитнес-трекеры могут помочь вам контролировать свое здоровье. Но есть и обратная сторона медали.

Как приложения и фитнес-трекеры могут навредить

Главным минусом использования всех этих технологий для отслеживания активности является потеря конфиденциальности. Вы можете быть шокированы, узнав, как много информации приложения для отслеживания здоровья на самом деле имеют о вас. Вы, вероятно, думаете «каким образом то, сколько я прошел шагов или пробежал километров может мне навредить?». Сейчас разберемся.

Риски связаны с тем, что приложения для здоровья отслеживают активность и передают ее на сервера компании. Такие крупные игроки рынка отслеживают каждое наше действие в интернете под видом предоставления пользователям таргетированной рекламы.

Поиск по сайту

Введите информацию, что хотите найти и нажмите на кнопку "поиск".
Вы быстро сможете найти, что вам необходимо